Как и куда пожаловаться на нотариуса

Практика показывает, что далеко не всегда обращение к нотариусу позволяет достичь намеченной цели. Бездействие сотрудника нотариальной конторы, а также неправомерные действия с его стороны, не только нарушают права и интересы человека, но и позволяют подать жалобу в компетентные органы. О том, куда можно пожаловаться на нотариуса и как правильно составить жалобу, пойдёт речь дальше.

Что может стать причиной для подачи жалобы?

Разумеется, при наличии каких-либо претензий к нотариусу, можно просто отказаться от его услуг и выбрать другого специалиста. Однако такой вариант не всегда приемлем. Например, если речь идёт о наследственных делах, то нельзя просто заменить одного специалиста на другого. Для решения проблемы придётся написать жалобу в компетентные органы, чётко обозначив в неё причину обращения (бездействие, неправомерные действия и прочее).

Требуя замены исполнительного лица, заявитель должен понимать, что ему придётся доказать факт нарушения, собрав неопровержимые доказательства. В противном случае претензия будет признана необоснованной. Помимо всего прочего, сама процедура смены специалиста приведёт к удлинению решения основной проблемы и нередко сопровождается существенными финансовыми затратами.

Важно: основания для направления жалобы должно быть веским. Так, обжалование требования нотариуса о предоставлении определённой документации, чаще всего обречено на провал. Это обусловлено тем, многие нотариальные действия требуют от клиента предъявления достаточно внушительного перечня бумаг.

В какие инстанции можно направить жалобу?

Для обжалования действий нотариуса можно обратиться в одну из следующих инстанций:

Министерство юстиции (только для государственных нотариусов)

Обращаясь в данную государственную структуру, бумаги можно подать несколькими способами:

  • При личном визите в министерство;
  • Отправка через почтовое отделение;
  • Электронным способом, используя возможности официального портала министерства.

Важно: отправляя бумаги почтой необходимо позаботиться о получении уведомления о том, что письмо достигло своего адресата. Что касается заполнения формы на официальном сайте, то рекомендуется заранее выбрать способ, наиболее приемлемый для получения ответа. Это может быть электронный ящик или обычное письмо.

Нотариальная палата

Жалоба подаётся исключительно при личном визите. В зависимости от ситуации, можно потребовать привлечь нотариуса к ответственности или передать дело другому специалисту. Следует понимать, что каждый нотариус прикрепляется к определённой Нотариальной палате, в которую и следует направлять документы.

Срок рассмотрения жалобы – 30 дней. Чтобы подтвердить или опровергнуть факт нарушений, перечисленных в обращении, ФНП организует внеплановую проверку. Бывают ситуации, когда 30 дней, предусмотренных законом для рассмотрения жалобы, оказывается недостаточно. В подобной ситуации заявителю направляется письмо, содержащее объяснения и срок, требуемый для принятия решения по делу.

Прокуратура

Когда причиной подачи жалобы являются незаконные действия нотариуса, заявитель вправе обратиться в прокуратуру. Проверка, организованная по факту обращения, позволит выяснить, действительно ли перечисленные нарушения имели место. По результатам проверки будет вынесено решение. Что касается способов подачи жалобы, то они подразумевают личный визит, электронное обращение и пользование почтовыми услугами.

Судебные инстанции

В некоторых ситуациях обжалование может производиться в судебном порядке, что предусмотрено действующим законодательством. В частности, речь идёт о случаях, когда нотариус отказывается исполнять свои прямые обязанности или его действия носят неправомерный характер.

Срок подачи искового заявления составляет 10 суток с момента обнаружения нарушения. Процедура рассмотрения требует личного присутствия истца и ответчика или их законных представителей. Однако даже если один из участников не почтит своим присутствием суд, заседание не будет отменяться или переноситься.

Как правильно составить жалобу?

Чтобы жалобу приняли к рассмотрению, автору необходимо соблюсти ряд обязательных требований, предъявляемых к подобным документам. В частности, речь идёт об указании следующей информации:

  • Название инстанции, в которую направляется документ;
  • Персональные данные заявителя и его контакты;
  • Детальное описание проблемы;
  • Законодательное обоснование;
  • Перечень приложений (доказательств);
  • Доверенность на представление интересов (если от имени заявителя выступает другое лицо);
  • Дата подачи жалобы и личная подпись заявителя.

Важно: документ не должен содержать ошибок, неточностей и исправлений. Нельзя использовать грубые, эмоциональные или оскорбительные выражения. Жалоба должна получиться максимально информативной, но одновременно с этим лаконичной. Подавая документ лично, следует заблаговременно позаботиться о подготовке второго экземпляра. На нём ставится отметка о принятии жалобы.

Добавить комментарий

Войти с помощью: