Законодательство РФ постоянно дополняется и совершенствуется. Регулирование деятельности нотариальных контор не является исключением. Главной целью подобных изменений является установление нотариата в качестве отдельной сферы правоотношений. Так, основная часть поправок в данной области была предложена ещё в конце 2012 года.
Содержание
Изменение требований, предъявляемых к заверению сделок
Одним из ключевых нововведений стало появление норм, регламентирующих нотариальное удостоверение сделок. В частности, речь идёт о легитимности сделки. При проведении соответствующей проверки, нотариус обязан уделить особое внимание следующим пунктам:
- Дееспособность участников;
- Полномочия доверенных лиц, подтверждаемые соответствующими документами;
- Надлежащая форма письменного договора;
- Содержание договора и наличие в нём условий, предусмотренных законом;
- Наличие имущественных прав или соответствующих полномочий на предмет сделки, у лица, распоряжающегося им;
- Указание в договоре наличие обременения (если данный факт имеет место);
- Отсутствие нарушения интересов и прав лиц, не являющихся участниками сделки.
Важно: несоблюдение или несоответствие любого из перечисленных пунктов является основанием для признания сделки недействительной.
Изменения, связанные с оформлением доверенности
Помимо нотариального заверения сделок, серьёзные изменения произошли и с порядком выдачи доверенностей. В частности, был расширен список случаев, когда доверенность на представление интересов должна быть заверена в нотариальной конторе. В частности, речь идёт о:
- Распоряжение собственностью, требующей обязательной регистрации в государственных структурах;
- Отправка бумаг на прохождение процедуры регистрации;
- Оформление любой сделки, требующей нотариального заверения.
Что касается получения всевозможных выплат (заработной платы, пособия, стипендии и т.п.), то при оформлении такой доверенности участие нотариуса не является обязательным.
Ещё одним серьёзным изменением стало появление нового варианта доверенности. В данном случае, речь идёт о документе, не допускающем отзыва. Выдача такой доверенности может производиться исключительно лицами, осуществляющими коммерческую деятельность.
Документ будет считаться действительным при соблюдении двух обязательных условий:
- Наличие подписи нотариуса;
- Наличие информации о том, что доверенность не может быть отменена;
- Запрет на передоверие полномочий.
Важно: говоря о невозможности отзыва, нельзя забывать о наличии определённых исключений. При выявлении факта злоупотребления полномочиями доверенным лицом или наличии серьёзных причин полагать, что риск данных последствий чрезмерно высок, доверитель вправе отозвать доверенность. Что касается доверенностей, в которых отсутствует информация о сроке действия, то такой документ остаётся действительным в течение 12 месяцев.
В начале 2017 года начали действовать очередные поправки, касающиеся доверенностей. В частности, изменения претерпели некоторые положения, касающиеся прекращения действия данного документа. В соответствии с нововведениями право на отмену доверенности есть только у доверителя или одного из лиц выдавших документ (при совместном доверии). При отмене документа необходимо соблюсти порядок, аналогичный выдаче, либо обратиться к нотариусу.
Все действия, совершенные нотариусом по выдаче и отмене доверенности, подлежат регистрации в электронном реестре. Данная особенность не только делает работу нотариуса более прозрачной, но и позволяет обычным гражданам получить доступ к базе действительных доверенностей, имеющих нотариальное заверение.