Перевозка грузов постоянно сопровождается рисками, особенно если речь идёт о судоходстве. Если товар будет повреждён в процессе транспортировки, судовладельцу придётся доказать, что были приняты все меры для предотвращения негативных последствий или возмещать его стоимость.
Содержание
В каких случаях подаётся морской протест?
Не секрет, что компания-перевозчик несёт ответственность за сохранность ценностей, принятых для транспортировки. В данном случае действует принцип презюмируемой вины, в соответствии с которым перевозчику придётся самостоятельно доказывать факт невиновности.
Судовладелец вправе подать морской протест в том случае, когда груз был повреждён из-за обстоятельств непреодолимой силы, а также лицами, чьи действия не влекут последствий для капитана. В большинстве случаев, причиной подачи такого протеста являются:
- Природные явления – резкие перепады температур, шторм, сильный ветер;
- Проблемы с самим судном – крушение, столкновение;
- Прохождение через зону военных действий;
- Прочие аналогичные обстоятельства.
Важно: главная цель морского протеста – обеспечение максимально полных сведений о причинах и последствиях случившегося, включая перечень мер, реализованных для предотвращения или минимизирования ущерба, а финансовую оценку причинённого вреда.
Нотариальные действия при подаче морского протеста
В соответствии с действующим законодательством морской протест может быть утверждён работником нотариальной конторы или представителем консульства. Если обращение происходит на территории РФ, то в качестве заявителей могут выступить:
- Капитаны отечественных судов;
- Капитаны иностранных плавсредств.
Независимо от географической принадлежности автора протеста, процедура будет одинаковой. Единственная разница заключается в вынужденном привлечении дополнительного участника (переводчика) для иноязычных граждан.
Утверждая морской протест, нотариус не обязан давать оценку получаемой информации, однако должен неукоснительно следовать требованиям закона. В частности, речь идёт о проверке полноты пакета бумаг и соблюдения установленных сроков. Если противоречий и несоответствий нет, нотариус составляет документ, соответствующий международным стандартам.
Важно: особое внимание следует уделить корректности информации и правильному оформлению документа. Это обусловлено тем, что самая незначительная ошибка может привести к тому, что в ходе разбирательства акт могут отказаться принимать в качестве доказательства.
Особенности составления и срок подачи заявления
Если говорить о периоде времени, в течение которого судовладелец должен направить нотариусу морской протест, то он полностью зависит от места происшествия. В частности, существует 2 основных варианта:
- Если место происшествия стал порт, то у капитана будет 24 часа для подачи соответствующих бумаг;
- Если груз был повреждён во время плаванья, протест следует подать не позднее 24 часов после прибытия в первый порт.
Разумеется, когда речь идёт о данном виде перевозок, законодательство допускает небольшую задержку по срокам. Так, если вред грузу был причинён в процессе плаванья, заявление можно направить при прибытии в порт, предусмотренный изначальным маршрутом. Данная особенность позволяет судовладельцу избежать существенных затрат, обусловленных временными и финансовыми потерями, которые влечёт заход в первый порт.
Важно: протест, подаваемый в отношении повреждённого груза, находящегося на корабле, должен быть направлен до вскрытия люков. Разгрузка допускается только в крайних ситуациях, перечень которых есть в законе.
Получив морской протест, сотрудник нотариальной конторы или иное уполномоченное лицо, проводит опрос судовладельца. В случае возникновения необходимости, специалист вправе опросить остальной экипаж судна. Изучив собранные данные, нотариус формирует соответствующий акт.
Если говорить о содержании данного документа, то в нём обязательно должны присутствовать следующие пункты:
- Ф.И.О. сотрудника нотариальной конторы с указанием названия организации или данные частного специалиста;
- Время получения заявления;
- Персональные данные судовладельца, с указанием подданства и адреса проживания;
- Наименование и принадлежность судна;
- Описание сути произошедшего со слов капитана;
- Персональные данные о членах экипажа и их свидетельские показания;
- Личные подписи заявителя и всех свидетелей.
Когда акт будет полностью составлен, нотариус вносит его данные в специальный реестр, ставит подпись и печать, и только после этого отдаёт один экземпляр судовладельцу или его представителю.
Если данное дело будет рассматриваться в судебном порядке, акт может стать частью доказательной базы. В случае подобного развития событий корректность документа и правильность его оформления будут играть ключевую роль. Это обусловлено тем, что другие участники процесса обязательно попытаются обнаружить ошибку и опротестовать документ.