Совершение морского протеста

Перевозка грузов постоянно сопровождается рисками, особенно если речь идёт о судоходстве. Если товар будет повреждён в процессе транспортировки, судовладельцу придётся доказать, что были приняты все меры для предотвращения негативных последствий или возмещать его стоимость.

В каких случаях подаётся морской протест?

Не секрет, что компания-перевозчик несёт ответственность за сохранность ценностей, принятых для транспортировки. В данном случае действует принцип презюмируемой вины, в соответствии с которым перевозчику придётся самостоятельно доказывать факт невиновности.

Судовладелец вправе подать морской протест в том случае, когда груз был повреждён из-за обстоятельств непреодолимой силы, а также лицами, чьи действия не влекут последствий для капитана. В большинстве случаев, причиной подачи такого протеста являются:

  • Природные явления – резкие перепады температур, шторм, сильный ветер;
  • Проблемы с самим судном – крушение, столкновение;
  • Прохождение через зону военных действий;
  • Прочие аналогичные обстоятельства.

Важно: главная цель морского протеста – обеспечение максимально полных сведений о причинах и последствиях случившегося, включая перечень мер, реализованных для предотвращения или минимизирования ущерба, а финансовую оценку причинённого вреда.

Нотариальные действия при подаче морского протеста

В соответствии с действующим законодательством морской протест может быть утверждён работником нотариальной конторы или представителем консульства. Если обращение происходит на территории РФ, то в качестве заявителей могут выступить:

  • Капитаны отечественных судов;
  • Капитаны иностранных плавсредств.

Независимо от географической принадлежности автора протеста, процедура будет одинаковой. Единственная разница заключается в вынужденном привлечении дополнительного участника (переводчика) для иноязычных граждан.

Утверждая морской протест, нотариус не обязан давать оценку получаемой информации, однако должен неукоснительно следовать требованиям закона. В частности, речь идёт о проверке полноты пакета бумаг и соблюдения установленных сроков. Если противоречий и несоответствий нет, нотариус составляет документ, соответствующий международным стандартам.

Важно: особое внимание следует уделить корректности информации и правильному оформлению документа. Это обусловлено тем, что самая незначительная ошибка может привести к тому, что в ходе разбирательства акт могут отказаться принимать в качестве доказательства.

Особенности составления и срок подачи заявления

Если говорить о периоде времени, в течение которого судовладелец должен направить нотариусу морской протест, то он полностью зависит от места происшествия. В частности, существует 2 основных варианта:

  • Если место происшествия стал порт, то у капитана будет 24 часа для подачи соответствующих бумаг;
  • Если груз был повреждён во время плаванья, протест следует подать не позднее 24 часов после прибытия в первый порт.

Разумеется, когда речь идёт о данном виде перевозок, законодательство допускает небольшую задержку по срокам. Так, если вред грузу был причинён в процессе плаванья, заявление можно направить при прибытии в порт, предусмотренный изначальным маршрутом. Данная особенность позволяет судовладельцу избежать существенных затрат, обусловленных временными и финансовыми потерями, которые влечёт заход в первый порт.

Важно: протест, подаваемый в отношении повреждённого груза, находящегося на корабле, должен быть направлен до вскрытия люков. Разгрузка допускается только в крайних ситуациях, перечень которых есть в законе.

Получив морской протест, сотрудник нотариальной конторы или иное уполномоченное лицо, проводит опрос судовладельца. В случае возникновения необходимости, специалист вправе опросить остальной экипаж судна. Изучив собранные данные, нотариус формирует соответствующий акт.

Если говорить о содержании данного документа, то в нём обязательно должны присутствовать следующие пункты:

  • Ф.И.О. сотрудника нотариальной конторы с указанием названия организации или данные частного специалиста;
  • Время получения заявления;
  • Персональные данные судовладельца, с указанием подданства и адреса проживания;
  • Наименование и принадлежность судна;
  • Описание сути произошедшего со слов капитана;
  • Персональные данные о членах экипажа и их свидетельские показания;
  • Личные подписи заявителя и всех свидетелей.

Когда акт будет полностью составлен, нотариус вносит его данные в специальный реестр, ставит подпись и печать, и только после этого отдаёт один экземпляр судовладельцу или его представителю.

Если данное дело будет рассматриваться в судебном порядке, акт может стать частью доказательной базы. В случае подобного развития событий корректность документа и правильность его оформления будут играть ключевую роль. Это обусловлено тем, что другие участники процесса обязательно попытаются обнаружить ошибку и опротестовать документ.

Добавить комментарий

Войти с помощью: